ООО ГЛОБАЛ ГРУПП
+7 (499) 271-06-81
ООО ГЛОБАЛ ГРУПП

Услуги


Утилизация списанных вагонов

(rzd-partner.ru, 22.04.2020)

Утилизация списанных вагонов: детали больше не в счет

Рынок вторичного использования бывших в употреблении деталей грузовых вагонов является основой функционирования вагоноремонтной отрасли. Так, в 2019 году при проведении плановых и текущих отцепочных ремонтов подвижного состава было заменено свыше 100 тыс. старогодных колесных пар и единиц вагонного литья – боковых рам и балок.

Итоги 2019 года: списания и утилизация

Основным источником пополнения рынка б/у деталей грузовых вагонов является разделка списанного подвижного состава, хотя пик массовых списаний, связанных с запретом на продление срока службы, уже остался в прошлом. Суммарная численность вагонов, подлежавших списанию в 2019 году (за исключением инвентарного парка ОАО «РЖД»), составила 18,9 тыс. ед. Из общего количества вагонов, списанных в 2019-м, более 4 тыс. ед. пришлось на цистерны, еще 3,5 тыс. на зерновозы и 2,7 тыс. на полувагоны.

Наиболее распространенной формой утилизации списанного в 2019 году подвижного состава (более 60% от общего количества) стала продажа вагона целиком. Согласно принятой в отрасли терминологии, предметом таких сделок становится крупногабаритная металлическая конструкция (КГМК). Этот вариант утилизации предпочитают большинство собственников вагонных парков, так как он существенно упрощает учет основных средств. Как правило, КГМК приобретают профессиональные игроки рынка б/у деталей для дальнейшей перепродажи. Однако на фоне дефицита колесных пар в 2018–2019 гг. эта форма утилизации списанных вагонов претерпела изменения. В частности, некоторые собственники предпочли при продаже КГМК обеспечить возврат деталей, входящих в комплектацию вагона, по заранее оговоренным ценам, используя обязательства по встречной купле-продаже.

Вторым по значимости методом утилизации (около 30% от общего количества) в 2019-м стала разделка вагонов силами собственника с последующим образованием деталей и металлолома. Такой подход, как правило, применяют кэптивные операторы крупных производственных холдингов, которые могут пользоваться подъездными путями своих же предприятий для физического отстоя, осмотра и разделки вагонов.

Что ждет рынок утилизации вагонов в 2020 году

Сравнительный анализ цен на КГМК показывает их значительное снижение в I квартале 2020 года по сравнению с IV кварталом 2019-го. Стоимость закупки упала практически вдвое: если в конце 2019-го списанный вагон средней комплектации стоил 650–700 тыс. руб., то в начале 2020-го тот же вагон уже оценивался в 320–350 тыс. руб. за единицу.

Падению стоимости КГМК способствовали два основных фактора. Во-первых, это снижение цены колесной пары. Как известно, на вторичном рынке расчет ее стоимости ведется исходя из цены колесной пары, вышедшей из капитального ремонта, то есть СОНК. По мере насыщения рынка цельнокатаными колесами, с одной стороны, и по причине снижения объемов ремонта в I квартале 2020 года, с другой, стоимость СОНК снизилась. Давление по цепочке сказалось на цене б/у колесных пар – их доля в структуре стоимости списанного вагона снизилась на 50%.

Во-вторых, произошло перенасыщение рынка литья. Анализ рынка показывает, что 2019-й стал последним годом присутствия дефицита вагонного литья. На сегодняшний день сохраняется некоторый дисбаланс объемов потребления вагонного литья собственниками парков. Кому-то его достается больше, кому-то меньше, но общая тенденция такова: при списании вагона цена боковой рамы в I квартале 2020 года снизилась на 60–70%, а надрессорной балки – практически вдвое.

Важно также отметить, что между моментом покупки вагона и его разделкой с последующим вовлечением металлолома и деталей в оборот существует временной лаг длительностью 1,5–2 месяца. Поэтому, приобретая вагон, например, в апреле 2020 года, покупатель вынужден закладывать в расчет прогнозные цены на детали по состоянию уже на май – июнь. Эксперты отмечают, что в II–III кварталах 2020-го цена КГМК продолжит падать до уровня +10–15% к стоимости металлолома, образующегося при разделке вагона.


Виды железнодорожных перевозок грузов и услуг предлагаемых "Глобал ГРУПП" приведены здесь


Отправить заявку