ООО ГЛОБАЛ ГРУПП
+7 (499) 271-06-81
ООО ГЛОБАЛ ГРУПП

Услуги


Дело в контейнерах

(rzd-partner.ru, 27.11.2019)

Дело в контейнерах

Итоги вчерашнего аукциона по продаже 50% акций ПАО «ТрансКонтейнер», победителем которого стала группа компаний «Дело», стали важным шагом на пути либерализации транспортной отрасли в РФ. Консолидация логистических активов покупателя позволит группе «Дело» стать одним из глобальных игроков на рынке внутренней и международной логистики. В свою очередь, бывший владелец акций – ОАО «РЖД» – сумел неплохо заработать на продаже пакета, итоговая цена которого оказалась в 2 раза выше оценочной.

27 ноября 2019 года победителем аукциона по продаже контрольного пакета акций (50% + 2 акции) ПАО «ТрансКонтейнер», принадлежащих ОТЛК («дочка» ОАО «РЖД»), стало ООО «Дело-Центр», входящее в группу компаний «Дело», которое предложило за лот 60,3 млрд руб. при стартовой цене 36,159 млрд руб. В аукционе также приняли участие АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК), контролируемое Владимиром Лисиным, и ООО «Енисей Капитал», находящееся под контролем совладельцев «Евраза» Романа Абрамовича и Александра Абрамова и являющееся собственником 24,74% акций «ТрансКонтейнера».

Около года назад, когда в РЖД начали активно обсуждать продажу принадлежащего материнской компании пакета, заместитель генерального директора компании Андрей Старков оценивал стоимость акций в 32,2 млрд руб., называя эту цену справедливой. Впрочем, стоимость акций, которые торгуются на Московской бирже, буквально сразу после объявления о подготовке продажи пошла вверх на волне спекулятивного роста. Еще зимой 2019-го его потенциал аналитики оценивали в 20–25%, за 1,5 месяца до аукциона рост составил 50%, а итоговая цена, обогнав все прогнозы, оказалась почти в 2 раза больше. До объявлений о продаже акций они торговались по цене около 3 тыс. руб. за 1 ед., в начале года их цена выросла до 5,5 тыс. руб., а 27 ноября, накануне аукциона, – уже до 8765 руб. за 1 ед.

Условия аукциона были объявлены 7 августа. До торгов допускались компании, владеющие не менее чем 5 тыс. грузовых вагонов, или контейнерным терминалом мощностью 50 тыс. TEU по итогам 2018 года, или не менее чем 20%-ным пакетом акций «ТрансКонтейнера». Не допускались до участия компании, где 25% и более акций принадлежит иностранцам или 30% – российским органам власти или операторы морских линий. Участники аукциона вносили задаток в размере 10% начальной стоимости пакета. Кроме этого, претенденты должны были получить одобрение от ФАС. Организатором аукциона выступил «ВТБ-Капитал». Банк ВТБ владеет 24,84% акций контейнерного оператора.

Как сообщили в ТАСС, аукцион охарактеризовался ожесточенными торгами и длился около 40 мин. В ходе торгов два участника снялись с аукциона. Итоговую сумму 60,3 млрд руб. предложила компания «Дело-Центр».

Получить оперативный комментарий о ходе торгов от представителей ООО «Енисей-Капитал» нам не удалось. В ПГК редакции сообщили, что отказались от продолжения торгов исходя из собственных критериев по оценке и отбору объектов для сделок. «Мы считаем конечную цену за данный актив экономически нецелесообразной, поэтому сошли раньше на торгах. Считаем важным сейчас сконцентрироваться на выполнении инвестиционных планов ПГК и задач стратегии», – сообщили в компании.

Комментируя запрос редакции, в группе компаний «Дело» отметили, что президент группы Сергей Шишкарев поблагодарил организаторов аукциона за открытость и профессиональный подход. «Приобретение крупнейшего контейнерного оператора России – важный стратегический шаг для развития транспортной отрасли и группы компаний «Дело». Присутствие в трех бассейнах и мажоритарная доля ведущего российского оператора контейнерных перевозок позволят группе «Дело» стать национальным логистическим транспортным интегратором», – сказал он. В компании также отметили, что финансирование сделки будет осуществлено за счет кредитный средств Сбербанка и собственного финансирования.

Комментируя будущее развитие «ТрансКонтейнера» С. Шишкарев также рассказал, что заинтересован в том, чтобы оставить в составе совета директоров представителей ОАО «РЖД», а также действующий менеджмент. «Мы заинтересованы в максимально устойчивой работе структуры, преемственности поколений. Мы заинтересованы в том, чтобы лучшие менеджеры, которые работают сегодня в компании, тоже продолжали работать», – прокомментировал он.

Политика по превращению «ТрансКонтейнера» в глобального логистического игрока будет определена после закрытия сделки и всесторонних консультаций. С. Шишкарев предполагает, что это может быть сделано как в варианте объединения активов «ТрансКонтейнера» и компании Global Ports, так и в виде других вариантов. «Мы рассмотрим варианты объединения бизнес-процессов активов группы компаний «Дело» и «ТрансКонтейнера» для достижения общего синергетического эффекта», – заявил он.

Прошедший аукцион не будет последним шагом по консолидации активов «ТрансКонтейнера». После закрытия сделки с ОАО «РЖД» победитель должен объявить оферту остальным акционерам компании. Напомним, что 24,74% акций принадлежат ООО «Енисей Капитал», 24,84% – ВТБ, а еще 0,4% – стороннему инвестору. Если все держатели акций решат продать свои пакеты, то итоговая стоимость компании составит около 120 млрд руб.

Андрей Старков, который курирует сделку от ОАО «РЖД», отметил, что инфраструктурная компания планирует закрыть ее до конца 2019 года. Кроме этого, до совершения продажи контрольного пакета акций «ТрансКонтейнера» в ОАО «РЖД» планируют провести сделку по продаже принадлежащих ему 50% акций казахстанского оператора «Кедентранссервис». По его словам, этот шаг будет выгоден для бизнеса «ТрансКонтейнера». «Продав этот актив – притом «ТрансКонтейнер» должен получить финансовый результат (чистую прибыль более 2 млрд руб. от этой сделки), – компания получает право самостоятельно выходить на рынок Казахстана и Средней Азии. То, чего до этого был лишен, действовал только через дочернюю компанию, где владел 50% голосов», – прокомментировал А. Старков.

Победа на аукционе группы «Дело», которую до завершения сделки называли аутсайдером торгов, показывает, что в отечественном логистическом бизнесе есть реальная конкуренция, а аукцион состоялся по правилам, прокомментировал событие председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

«С. Шишкарев в последнее время проводит грамотную политику по консолидации своих активов. Сегодня группа «Дело» располагает портовыми мощностями на Черном море и Северо-Западе, а теперь серьезно усилит свой контейнерный дивизион. «ТрансКонтейнер», который имеет развитый бизнес и не требует инвестиционных вложений, хорошо вписывается в задачу группы», – сказал он.

Кроме этого, эксперт отметил, что благодаря активам «ТрансКонтейнера», группа «Дело» сможет занять почти монопольное положение на некоторых направлениях перевозок на внутреннем рынке. Кроме того, с помощью существующего бизнеса «Дело» может получить серьезное преимущество и при экспортно-импортных перевозках при условии грамотного интегрирования своих портовых мощностей. Учитывая опыт С. Шишкарева, имеющиеся и приобретенные активы, это вполне реальная перспектива.

Справка

ПАО «ТрансКонтейнер» – крупнейший в России оператор контейнерных перевозок. Располагает сетью из более чем 60 терминалов в России, Казахстане и Словакии, парком в 27 819 фитинговых платформ и 74 118 контейнеров. Компании принадлежит 50% акций АО «Кедентранссервис» (Казахстан). 50% + 2 акции после прошедшего 27 ноября 2019 года аукциона принадлежит ООО «Дело-Центр», 24,74% – ООО «Енисей Капитал», 24,84% – ВТБ, 0,4% – стороннему инвестору. В 2018-м «ТрансКонтейнер» получил 9,5 млрд руб. чистой прибыли по МСФО при выручке почти 77 млрд руб.

Группа компаний «Дело» – частный транспортно-логистический холдинг, принадлежащий предпринимателю С. Шишкареву. В структуру группы входят стивидорный холдинг «ДелоПортс», мультимодальный оператор контейнерных грузов «Рускон» и оператор контейнерных терминалов Global Ports.

Холиднг «ДелоПортс» управляет контейнерным терминалом «НУТЭП» и зерновым терминалом «КСК» в порту Новороссийск.

«Рускон» обеспечивает 6% контейнерного грузооборота в портах России и обслуживает 200 тыс. TEU в год.

Группа компаний «Дело» владеет 30,75% в Global Ports Investments PLC и развивает компанию в стратегическом партнерстве с глобальным оператором портовых терминалов APM Terminals, входящим в состав A.P. Moller-Maersk. Терминалы Global Ports расположены в Балтийском и Дальневосточном бассейнах, являющихся ключевыми регионами внешнеторговых грузопотоков. Компания управляет сетью из пяти морских контейнерных терминалов в России и двух в Финляндии, а также логистическим комплексом вблизи Санкт-Петербурга.

Российские морские терминалы:

• АО «Первый контейнерный терминал»

• АО «Петролеспорт»

• ООО «Моби Дик»

• ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал»

• ООО «Логистический парк «Янино»

• ООО «Восточная стивидорная компания»

• Финские морские терминалы

• MLT-Kotka

• MLT-Helsinki


Виды железнодорожных перевозок грузов и услуг предлагаемых "Глобал ГРУПП" приведены здесь


Отправить заявку