ООО ГЛОБАЛ ГРУПП
+7 (499) 271-06-81
ООО ГЛОБАЛ ГРУПП

Услуги


Африка требует

(rzd-partner.ru, 31.07.2023)

Африка требует льгот

Участники состоявшегося на прошлой неделе форума Россия – Африка свидетельствовали о трудностях ведения бизнеса на африканском континенте. По словам председателя правления ООО «Новосталь-М» Ивана Демченко, существуют 3 ключевых проблемы для экспортеров, выходящих на эти рынки. Они связаны с недостатком оборотного капитала, транспортной инфраструктурой и морского флота. Без государственной поддержки поставщикам не обойтись.

Экспорт просит длинных денег

Если говорить о финансовой стороне вопроса, то трудности возникают с кредитованием экспортеров. «Длинные деньги – существенный момент. Раньше работа выстраивалась через международных трейдеров, сегодня этой возможности нет, и мы вынуждены предлагать для наших партнеров в первую очередь свои условия, то есть берем на себя оборотные кредиты», – пояснил И. Демченко.

При этом дает знать проблема межбанковского взаимодействия, для чего необходимо устанавливать систему прямых расчетов с африканскими контрагентами, создать аналог SWIFT и единый государственный расчетный центр, пожелал президент АО «АвтоВАЗ» Максим Соколов.

Как отметил старший вице-президент Российского экспортного центра Никита Гусаков, с государствами Африки следует развивать расчеты в валютах, отличных от доллара и евро. Сейчас часть сделок происходит в юанях, в среднесрочной перспективе это может быть рубль, считает представитель РЭЦ.

По его словам, уже есть первые контракты, которые заключаются в российской валюте. Но чтобы системно использовать локальные денежные единицы, нужно наращивать не только финансовую инфраструктуру, но и долю ввозимых из Африки товаров, что позже позволит больше сделок проводить в рублях, а доля финансовых операций в валюте третьих стран постепенно будет уменьшаться.

Безусловно, отладки требует система страхования. «У нас нет в Африке кейсов по поводу неоплат от наших покупателей, но нужно понимать, что мы будем делать, если такие риски наступят, – предупреждает И. Демченко. – Мы должны быть как минимум готовы».

Плацдарм для освоения рынков

Другой ключевой вопрос для российских экспортеров – транспортная, в первую очередь портовая инфраструктура, продолжает представитель «Новосталь-М». Она либо сопряжена с высокой стоимостью логистики, либо для россиян сегодня недоступна – в тех портах, которые контролируются западными компаниями.

«Есть известный кейс с судном «Печора», которое больше полугода дрейфует по просторам африканских морей, пытаясь зайти в порты Западной Африки. Но выгрузиться они не могут, потому что сегодня отсутствует дружественная инфраструктура, готовая принять российский нефтепродукт», – рассказал И. Демченко.

Поэтому в ряде стран, например, в Сенегале, Кении, Египте, россиянам целесообразно брать прибрежные земли в аренду, строить причальные сооружения, перегрузочные комплексы и т.п., делает он вывод.

Вкладываться нужно и в приобретение флота. «Новосталь-М» уже пошла по этому пути, уточнил И. Демченко, однако себестоимость перевозки получается выше, чем цена фрахта у китайских перевозчиков, что влияет на конкурентоспособность российских поставщиков. Менеджер видит в этом следствие политики Китая, который поддерживает своих экспортеров, а также установленные им за последние десятилетия тесные торговые связи с африканскими странами.

«Африка считается для них стратегическим регионом, они отправляют корабли-стотысячники, на которых везут металлы, технику, продукты питания, и обратным путем забирают глинозем, ЖРС, другие виды продуктов. За счет этого существенно удешевляют логистику», – пояснил И. Демченко.

У россиян, считает он, чтобы повысить свою конкурентоспособность, есть два выхода: либо обеспечивать полную обратную загрузку, но на сегодня это невозможно, поскольку не проработана грузовая база, либо получать от государства дотации.

«Есть трансфертная субсидия, которая определяется по технологическому принципу. Хотелось бы, чтобы эта субсидия еще определялась и по географическому признаку», – заявил председатель правления «Новосталь-М».

В планах правительства – разработать такую меру поддержки. По оценкам Минпромторга, в 2024 году примерно половину экспорта в Африку составят лесоматериалы, удобрения, металлы – такого рода товары, для которых крайне важна логистическая инфраструктура, говорит первый замглавы ведомства Василий Осьмаков.

«В правительстве понимают, что под направления поставок нужны свои рецепты поддержки, субсидирование логистических затрат, специальные льготные кредитные программы. И в настоящее время в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» мы адаптируем инструмент [поддержки] именно по выходу на новые африканские рынки», – сказал чиновник.

Что касается инфраструктуры, то пилотным проектом в этом свете должна стать российская промышленная зона в Египте. Она станет точкой доступа на общий рынок Африки, уточнил В. Осьмаков.

«Мы закончили нормативную работу. Надеемся, что в этом году начнем строить инфраструктуру», – сообщил первый замглавы Минпромторга.


Виды железнодорожных перевозок грузов и услуг предлагаемых "Глобал ГРУПП" приведены здесь


Отправить заявку